Волшебные счетные палочки
Всем известно, что развитие речи и мелкая моторика тесно связаны. Поэтому тренировка пальцев рук является важной и неотъемлемой частью при работе с детьми с нарушением речи в дошкольном возрасте. С детьми старшей логопедической группы (5-6 лет) при изучении любой лексической темы можно использовать следующее задание: «Выложи по образцу». Логопед подбирает фигуру для выкладывания, которая максимально подходит к лексической теме. Счетные дорожки тоже очень активно развивают мышление у детей - прямой и обратный счет. Можно сыграть в игру, например: «Положи на зеленую бумагу на одну палочку больше, чем на желтом листе» (добавь, убери) - закрепляем счет. Например, при изучении темы «Фрукты» детям предлагается выложить яблоню, «Овощи» - морковку, «Сад-огород»- лейку, «Посуда»- половник, «Одежда» - шорты, рубашка, «Головные уборы» - шапку, «Домашние животные» - лошадь, «Мебель» - стол, кровать, «Весна» - одуванчик, «Транспорт» - самолет, лодку, машину, «Насекомые» - бабочку, «Лето» - солнце, мороженое и т.д. Данный вид задания вызывает только положительные эмоции у детей, что способствует лучшему усвоению материала на занятии. Развивается не только мелкая моторика рук, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность, фантазия, пространственная ориентировка. Дети, заинтересовавшись, могут добавить что-то свое к выложенной фигуре. Например, при изучении темы «Продукты питания» к выложенной плитке шоколада дети могут добавить стол, на котором она лежит, и стул. В результате в активном словаре детей закрепляются такие понятия, как «спинка», «сиденье», «ножки», что очень важно для детей с нарушением речи, которые с большим трудом называют части предметов. С детьми подготовительной к школе логопедической группы (6-7 лет) счетные палочки активно используются при выкладывании изучаемых букв. Предварительно дети в воздухе, указательным пальцем «пишут» букву, затем выкладывают по образцу (в дальнейшем, для усложнения, образец выкладывания не дается). Параллельно закрепляется порядковый счет, так как дети берут только необходимое количество палочек из коробки. Таким образом, мы минимизируем риски развития дисграфии у детей с нарушением речи, ведь при написании буквы в тетради дети уже запомнили ее зрительный образ и, соответственно, совершают меньше ошибок при написании. Можно сделать вывод, что использование счетных палочек в логопедической работе плодотворно влияет на весь процесс обучения.
Материал подготовила учитель-логопед Пормейстер О.В.