Работа с предлогами на логопедических занятиях
Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами.
Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:
пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
- замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).
- неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).
- неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).
Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, уточнения словарного запаса, произношения и обучения грамоте, формирования грамматических средств языка. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.
Разнообразные игры и игровые задания с предлогами помогают сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность.
Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи я предлагаю следующие дидактические игры и упражнения: “Маленькое слово”, “Куда села бабочка?”, “Игра в поезд”, “Посмотри и назови”, “Придумай предложение”, “Кто где живёт?”, “Где что хранится?” (посуда, одежда, книги), “Что в чём?” на тему посуда и многие другие.
Материал подготовила учитель – логопед Пормейстер О.В.