Работа с предлогами на логопедических занятиях

21.03.2022, 225 просмотров.

Работа с предлогами на логопедических занятиях

Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами.

Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом»«по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

- замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).

- неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).

- неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).

Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется  в  процессе развития  понимания  речи,  уточнения словарного  запаса,  произношения  и  обучения  грамоте,  формирования грамматических  средств  языка. Работа  над предлогами рассматривается как  составная часть работы над  связью слов  в предложении.

Разнообразные  игры и игровые задания с предлогами помогают сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность.

Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи я предлагаю следующие дидактические  игры и упражнения: “Маленькое слово”, “Куда села бабочка?”, “Игра в поезд”, “Посмотри и назови”, “Придумай предложение”, “Кто где живёт?”,  “Где что хранится?” (посуда, одежда, книги),  “Что в чём?” на тему посуда и многие другие.

Материал подготовила учитель – логопед Пормейстер О.В.