Пластилинотерапия в работе логопеда
Пластилинотерапия – это способ повысить мотивацию к учебной деятельности ребенка, его речевую активность, воспитывать аккуратность и развивать творческое воображение, учить детей правильно произносить звуки, автоматизировать их, характеризовать артикуляционные уклады, развивать речевую и мелкую моторику.
Данная техника хороша и тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяя быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в творчество детей, делает привычное занятие разнообразным, увлекательным и запоминающимся.
Основной материал – это пластилин, а инструмент – это рука, что очень важно для развития мелкой моторики, которая является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности ребёнка.
1. На пластилиновом язычке можно легко передать форму и положение языка, его динамику.
2. Лепим буквы. В процессе лепки произносим те звуки, которые лепим, выбираем для них цвет, поем гласные. Потом мы соединяем буквы в слоги, меняем буквы местами и снова читаем.
3. Каждое новое творчество для ребёнка - это не просто умение, навыки, опыт; это ещё и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука-мозг». Для развития правильного построения связного высказывания необходимо создавать естественную для ребёнка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, делая что-то. С использованием пластилинотерапии работа над пересказом и рассказом становится более эффективной.
Упражнения на уровне звуков
Учитель-логопед просит ребенка произнести звук Ш столько раз, сколько точек на пластилиновом кубике.
Упражнения на уровне слогов
Учитель-логопед просит ребенка произносить цепочку слогов с одновременным построением башенки из пластилиновых кубиков, которые он слепил по просьбе учителя-логопеда. Как вариант работы – можно лепить бусинки и их перекладывать из одной мисочки в другую.
Упражнения на уровне слова
Игра «Сосчитай, не ошибись»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Материал: пластилиновые шарики. Ход игры. Ребёнок произносит заданные учителем-логопедом слова и выкладывает шарики. Сравнить слова: где шариков больше, то и слово длиннее. Также были придуманы новые упражнения, которыми я активно пользуюсь на занятиях.
Упражнение «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова. Материал: пластилиновые фишки, длинные и короткие змейки из пластилина, картинки. Ход упражнения.
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт пластилиновую фишку на длинную или короткую змейку.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной змейке и к короткой.
Таким образом, пластилинотерапия в логопедической работе способствует становлению речи, развивает мелкую моторику рук, совершенствует мелкие движения пальцев. В ход таких упражнений повышается работоспособность коры головного мозга. У детей стимулируется развитие внимания, воображения, фантазии.
Материал подготовила учитель-логопед Пормейстер О.В.