Пластилинотерапия в работе логопеда

03.07.2023, 231 просмотр.

Пластилинотерапия в работе логопеда

Пластилинотерапия – это способ повысить мотивацию к учебной деятельности ребенка, его речевую активность, воспитывать аккуратность и развивать творческое воображение, учить детей правильно произносить звуки, автоматизировать их, характеризовать артикуляционные уклады, развивать речевую и мелкую моторику.

Данная техника хороша и тем, что она доступна детям разного дошкольного возраста, позволяя быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в творчество детей, делает привычное занятие разнообразным, увлекательным и запоминающимся.

Основной материал – это пластилин, а инструмент – это рука, что очень важно для развития мелкой моторики, которая является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности ребёнка.

1. На пластилиновом язычке можно легко передать форму и положение языка, его динамику.

2. Лепим буквы. В процессе лепки произносим те звуки, которые лепим, выбираем для них цвет, поем гласные. Потом мы соединяем буквы в слоги, меняем буквы местами и снова читаем.

3. Каждое новое творчество для ребёнка - это не просто умение, навыки, опыт; это ещё и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука-мозг». Для развития правильного построения связного высказывания необходимо создавать естественную для ребёнка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, делая что-то. С использованием пластилинотерапии работа над пересказом и рассказом становится более эффективной.

Упражнения на уровне звуков

Учитель-логопед просит ребенка произнести звук Ш столько раз, сколько точек на пластилиновом кубике.

Упражнения на уровне слогов

Учитель-логопед просит ребенка произносить цепочку слогов с одновременным построением башенки из пластилиновых кубиков, которые он слепил по просьбе учителя-логопеда. Как вариант работы – можно лепить бусинки и их перекладывать из одной мисочки в другую.

Упражнения на уровне слова

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие. Материалпластилиновые шарики. Ход игры. Ребёнок произносит заданные учителем-логопедом слова и выкладывает шарики. Сравнить слова: где шариков больше, то и слово длиннее. Также были придуманы новые упражнения, которыми я активно пользуюсь на занятиях.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова. Материалпластилиновые фишки, длинные и короткие змейки из пластилина, картинки. Ход упражнения.

Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт пластилиновую фишку на длинную или короткую змейку.

Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной змейке и к короткой.

Таким образом, пластилинотерапия в логопедической работе способствует становлению речи, развивает мелкую моторику рук, совершенствует мелкие движения пальцев. В ход таких упражнений повышается работоспособность коры головного мозга. У детей стимулируется развитие внимания, воображения, фантазии.

Материал подготовила учитель-логопед Пормейстер О.В.