Игры и упражнения на развитие темпо-ритмической стороны речи

11.04.2022, 246 просмотров.

Игры и упражнения на развитие темпо-ритмической стороны речи

     Правильное восприятие темпо - ритмической структуры звуковой среды способствует полноценному формированию речи в раннем возрасте: правильному воспроизведению темпо - ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие лингвистических способностей, позволяя научиться правильно расставлять ударения и переносы. При несовершенстве развития темпо - ритмической организации речевой деятельности затормаживается развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

            Темпо - ритмическая способность формируется в раннем и дошкольном возрасте. Игровые упражнения по формированию темпо - ритмической стороны речи у детей с ТНР носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольников.

            Восприятие темпа и ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: мышц языка, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие темпа и ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.

         Для эффективного развития у детей с ТНР темпо - ритмического восприятия необходимо использовать на занятиях индивидуальный подход к каждому ребёнку, применять на занятиях наглядный материал, дидактические пособия, темпо - ритмические игры и упражнения, например, игра «Назови свое имя» (по очереди хлопают - «тактируют» свои имена: Оль-га, Ма-ри-на, Ла-риса, И-ри-на, Ал-ла, Ве-ра, Ва-лен-ти-на и т.д.; игра «Кто справа?» (по очереди хлопают - «тактируют» имена своего соседа слева (справа), называя ласково: О-леч-ка, Ма-ри-ноч-ка, Ла-ри-соч-ка, И-ри-ноч-ка, Ве-роч-ка, Ва-лен-ти-ноч-ка); упражнение «ПЫХ, ПЫХ, ПЫХ», игра «Карусель» ( по очереди стучим по шаблону «ладонь – кулак») и т.д.

 

Материал подготовила учитель-логопед Пормейстер О.В.