Дыхательная гимнастика в работе с детьми-логопатами
Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Очень часто у детей с нарушениями речи встречается и нарушение речевого дыхания. Дыхание у таких детей поверхностное, прерывистое, нарушен ритм дыхания, многие дети дышат ртом. Но учить дышать правильно нужно не только детей с нарушениями речи, но и ослабленных малышей. Логопедическая работа включает в себя, как обязательное звено, развитие речевого дыхания. Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У детей без речевой патологии к пяти годам в процессе одного речевого выдоха они произносят простые трех-, четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания. Логопедическая работа по развитию речевого дыхания должна строиться с учетом данных полученных в результате комплексной оценки состояния дыхания и голосового аппарата. Именно поэтому, логопеды в совей работе часто используют различные игры и упражнения для развития речевого дыхания («Кто дальше загонит мячик», «Качели», «Одуванчик», «Дерево на ветру», «Сердитый ежик», «Свеча», «Кораблики», «Надуй шарик», «Мыльные пузыри» и пр.).
Материал подготовила учитель-логопед Пормейстер О.В.