«Адаптация ребенка к школе: трудности периода»
Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе логопеда и воспитателя. В нашем детском саду давно сложилась система взаимодействия учителей – логопедов ДОУ Цирятьевой В.М., Быковой А.С. с учителем - логопедом МАОУ СОШ №70 Леверовской Т.М.
На встрече были обсуждены проблемы адаптации детей к школьной жизни. Учителя – логопеды ДОУ рассказали, как подготовить детей к школе. Отмечалось, что если ребенок готов к школе физически, психологически, интеллектуально, то и вхождение в школьную жизнь проходит легче, быстрее. Татьяна Михайловна обратила внимание на то, что бывает так, что ребенок неплохо адаптировался в новых условиях, но потом иногда наступает дезадаптация из – за его медлительности, нерасторопности.
Школьная дезадаптация — это неприспособленность ребёнка к школьной жизни. Она негативно влияет на успеваемость, отношения с окружающими, психику и физическое здоровье. Типичный пример дезадаптации в школе — «синдром первоклассника». Ребёнок привык к детсадовскому укладу жизни, когда можно было спать днём, играть сколько хочется, а взрослые во всём помогали. Но вот он попадает в школу, где действует жёсткий распорядок дня, учителя требуют дисциплины и ставят оценки, и даже дома приходится учиться.
Если ребёнок не был подготовлен к изменениям, он переживает шок. Отказывается идти в школу, не проявляет интереса к учёбе, портит отношения с учителем, одноклассниками и родителями. Обычно на таких детей просто вешают ярлык «трудный» и относятся соответственно. Но проблемы можно решить, если вовремя распознать причину и принять меры. И важно в детском саду проводить работу по подготовке детей к школе.
Многие из коррекционных задач решаются логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи). Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит логопеду. Учитель-логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи.
Вместе с тем речь воспитателей должны быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.
Участники круглого стола очень активно, увлеченно с интересом обсуждали данную тему.
Материал подготовили учителя – логопеды Цирятьева В. М., Быкова А. С.