«Навыки словообразования, как одно из значимых условий активизации словаря у детей с нарушением речи»
Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей — обучение детей органически связано с воспитанием у них внимания, памяти, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
Во время проведения упражнений я стараюсь, чтобы обстановка была живой, непринужденной. Дети могут отвечать сидя. Для поддержания нормального темпа работы я часто прибегает к подсказкам, подавая детям пример.
Во время игры я работаю над развитием словаря детей преимущественно путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов.
Продолжая и углубляя эту линию речевого развития, ставлю перед собой задачу — расширять словарь детей, привлекая их внимание к оттенкам значений слов и некоторым способам словообразования. Дети учатся подмечать общие и различные морфологические элементы слова, устанавливать взаимосвязь между значением слов и их звуковым составом; образовывать новые слова путем присоединения суффиксов (мех - меховой), приставок (прибежать, убежать, подбежать…), путем словосложения (рыбу ловит — рыболов).
Обучение на занятиях осуществляется в ходе игровой деятельности. В них используются дидактические игры на ознакомление с окружающим и формирование грамматической стороны речи (в том числе словообразования), упражнения по формированию звукопроизношения, игровые задания для развития зрительного и слухового внимания и т. п. Задачи развития речи решаются в единстве с задачами всестороннего развития личности ребенка. Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Восприятие.
Слуховое: «Что звучит?» – назвать звучащие предметы: звенит колокольчик, играет мелодия на сотовом телефоне, вода переливается из стакана в стакан, рвётся и режется бумага, звенит связка ключей и т.д.
Зрительное:
Цвет: «Какого они цвета?»: к чёрно-белому (теневому) изображению фруктов и овощей подобрать цветные карточки.
Величина: «Большой, средний, маленький». Рассказываем сказку с помощью картинок: «Пошли однажды дети в лес и увидели, что там происходит что-то интересное. На лесной поляне росли 3 ёлки: одна высокая, вторая пониже, третья – маленькая. Под самой высокой ёлкой сидел самый большой ёжик, под средней – поменьше, под маленькой – самый маленький. У самого большого на спине было большое яблоко, у среднего – поменьше, у маленького – самое маленькое. На самой высокой ёлке сидела большая белка, на средней – поменьше, на маленькой – самая маленькая белочка. И в лапках у них были грибы: у большой белки – самый большой гриб, у средней – поменьше, у маленькой – самый маленький грибок. Вот из леса выскочили 3 зайца и спрятались: самый большой - за большой ёлкой, средний – за средней, маленький – за маленькой ёлочкой».
Найди отличия: найти на двух картинках пять отличий.
Пространственное восприятие: «Расставим игрушки по местам». Оборудование: шкафчик из трёх полочек, игрушки.
Инструкция: поставим машину на нижнюю полку, мячик положим на среднюю полку, кукол посадим на верхнюю полку; кубики положим перед мячиком, пирамидку поставим сзади машины; мишку посадим слева от шкафа, большой мяч положим, справа от шкафа;
Внимание.
Слуховое: «Заметь нужные слова» – среди называемых слов нужно услышать названия растений: барабан, стол, крапива, телефон, одуванчик, машина, ручка, апельсин, ковёр, занавеска, блокнот, капуста, морковь, мяч, яблоня, кукла, мотоцикл, абрикос, ключи, труба, акация, фартук, артист, фиалка, врач, магнитофон, армия, роза, кукуруза, овсянка, хлеб, пшеница, подоконник, звезда, алоэ, ремень, ландыш, арбуз, снег, лужа, трава, муравей.
Память.
Слуховая: тест «Запомни слова». Назвать ребёнку 5-6 слов и попросить повторить их.
Слова: мяч, кошка, стол, кукла, платье;
карандаш, игра, телевизор, машина, майка, бумага.
Зрительная: предложить ребёнку в течение 1 минуты внимательно рассмотреть несложную сюжетную картинку, затем убрать её; попросить ребёнка ответить на вопросы по сюжету картинки.
Например: картинка «Бестолковый кот». Вопросы: Сколько мышек на картинке? Что они делают? А что делает кот? Почему картинка называется «Бестолковый кот»?
Опосредствованное запоминание (методика Л.В.Занкова): ребёнку предлагается несколько слов и картинок-ассоциаций к ним. Сначала нужно подобрать картинку к слову, объяснить связь между словом и картинкой; затем слова убираются, а ребёнок по картинке должен вспомнить и назвать слово.
Слова: свет, праздник, лес, дорога, посуда.
Картинки: лампа, салют, дерево, машина, тарелка.
Вариант: заучивание стихотворения с опорой на картинки.
МЫШЛЕНИЕ
Обобщение: назвать предложенные картинки одним словом (д/и «Классификации).
Вариант: из предложенных картинок подобрать подходящие к заданной картинке, назвать все одним словом.
Исключение: дидактическая игра «Четвёртый лишний» – назвать лишнюю картинку: машинка, молоко, мишка, кукла;
миска, тарелка, кружка, тапочки;
скамейка, топор, лопата, пила;
Вариант: назвать лишнее слово:
стол, стул, торт, шкаф;
платье, туфли, брюки, юбка;
Логическое: «Небылицы» – рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано не так.
Вариант: «Нелепые истории» – найти ошибки в рассказанных историях.
Примеры: «Пришла весна. На улицах зазеленела травка. Мальчики пошли на каток играть в хоккей».
«Вчера Вика ходила в зоопарк. Там дружно рычали попугаи, каркали львы, мяукали волки и лаяли рыбки».
«Наступило лето. На жёлтом-жёлтом небе ярко светило голубое солнце, белела молодая травка. На ветках деревьев чирикали улитки, а высоко в небе летала стая лягушек».
Причинно-следственные связи: установить правильность причины и следствия во фразах.
Шёл дождь, потому что Витя надел плащ.
Цветы не поливали, потому что они засохли.
Солнышко прячется, потому что ночью темно.
У Кати день рождения, потому что ей подарили куклу.
Петя испачкался, потому что его поругала мама.
Разминка для взрослых
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Красивый велосипед – красивенький велосипедик
уютный дом – уютненький домик
позднее время – поздненькое времечко
веселая пирамида – веселенькая пирамидка (-дочка)
прозрачные капли – прозрачненькие капельки
Учитель – логопед Цирятьева В. М.