Развитие памяти в онтогенезе

14.03.2024, 469 просмотров.

Развитие  памяти в онтогенезе

Раньше всего возникает память на движения. С середины первого года развитие моторной памяти усиливается, что связано с формированием хватания и подготовкой к освоению предметных действий. 

Начиная со второго года и до 7-8 лет активно развивается вербальная память, причем вначале формируется механическая, которая позже сливается со смысловой и позволяет ребенку, таким образом самостоятельно использовать слова и выражения.

После года у ребенка формируются элементарные представления. 

На протяжении второго года увеличивается объем и скрытый период узнавания: если до года он способен узнавать близкого человека после двух-трех недельной разлуки, то после года – даже после двухмесячного перерыва.

После года ребенок запоминает и узнает особенности пейзажа.

На третьем году жизни вырабатываются первичные исполнительные действия – умывание, застегивание пуговиц, действия с карандашом и т.д.

После двух лет начинают запоминаться имена, клички, формируется и произвольное воспроизведение. Появляется сильная эмоционально-ассоциативная память.

Для ребенка раннего и дошкольного возраста характерно также присутствие  особой формы памяти -  эйдетической, которая представляет собой буквальное «считывание» информации с подробного внутреннего образа.

В дошкольном возрасте усиливается произвольность запоминания, а младшем школьном возрасте память приобретает познавательный характер.

Входе онтогенеза роль различных видов памяти в познавательной деятельности человека меняется: механическое запоминание уступает место осмысленному, непроизвольное – произвольному, непосредственное – опосредованному.

Материал подготовила учитель-логопед Пормейстер О.В.