Развитие памяти в онтогенезе
Раньше всего возникает память на движения. С середины первого года развитие моторной памяти усиливается, что связано с формированием хватания и подготовкой к освоению предметных действий.
Начиная со второго года и до 7-8 лет активно развивается вербальная память, причем вначале формируется механическая, которая позже сливается со смысловой и позволяет ребенку, таким образом самостоятельно использовать слова и выражения.
После года у ребенка формируются элементарные представления.
На протяжении второго года увеличивается объем и скрытый период узнавания: если до года он способен узнавать близкого человека после двух-трех недельной разлуки, то после года – даже после двухмесячного перерыва.
После года ребенок запоминает и узнает особенности пейзажа.
На третьем году жизни вырабатываются первичные исполнительные действия – умывание, застегивание пуговиц, действия с карандашом и т.д.
После двух лет начинают запоминаться имена, клички, формируется и произвольное воспроизведение. Появляется сильная эмоционально-ассоциативная память.
Для ребенка раннего и дошкольного возраста характерно также присутствие особой формы памяти - эйдетической, которая представляет собой буквальное «считывание» информации с подробного внутреннего образа.
В дошкольном возрасте усиливается произвольность запоминания, а младшем школьном возрасте память приобретает познавательный характер.
Входе онтогенеза роль различных видов памяти в познавательной деятельности человека меняется: механическое запоминание уступает место осмысленному, непроизвольное – произвольному, непосредственное – опосредованному.
Материал подготовила учитель-логопед Пормейстер О.В.