Как автоматизация звуков влияет на речь ребенка

20.09.2024, 43 просмотра.

Как автоматизация звуков влияет на речь ребенка

Перед Вами – родителями – стоит непростая задача: ребёнку надо помочь закрепить новый навык в речи и скорее «затормозить», «забыть» дефектное произношение.

 Процесс этот достаточно длительный и требует настойчивости, терпения, как со стороны взрослого, так и ребенка. В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребенка за своей речью! Выполняйте все рекомендации логопеда, занимайтесь ежедневно, так как навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия, в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время.

Помните! Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие отрабатываемого звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забыть и о том, как правильно произносится звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребенку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймете, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите малыша, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, ребенок забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса.

Занятия не должны сводиться к простому проговариванию, лучше использовать игровые приемы для поддержания устойчивого интереса к данному виду деятельности.

Автоматизацию звука в слогах проводим в форме игровых упражнений.

Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в процессе автоматизации звука. Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики.

           Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях подбирается соответствующий материал. Придумывать чистоговорки можно вместе с ребёнком. Например: «Са-са-са – у Сони длинная коса» – говорит взрослый. Потом он только называет слоги (са-са-са), а ребёнок в рифму придумывает свое предложение («Под сосной сидит лиса»).

Вся эта работа способствует развитию у детей чувства языка, а также памяти, мышления.

          Некоторые дети уже после введения звука в потешки, стихотворения начинают правильно употреблять его в собственной речи. Другим же необходима автоматизация звука в рассказах. Взрослый читает рассказ, потом задаёт ребёнку вопросы, требуя полных ответов. Затем ребёнок пересказывает текст. Постепенно у него формируется умение самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии картинок, из личного опыта.

    Таким образом, автоматизация звуков – очень важный и необходимый этап в коррекционной работе по постановке звуков речи.

               Материал подготовила учитель-логопед: Пормейстер О.В.