Использование приёма куклотерапии в работе учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР
В последние годы в отечественной психологии накоплен богатый опыт использования игры как эффективного метода коррекции трудностей эмоционально-личностного развития ребенка. В игровой, неформальной обстановке дошкольник лучше усваивает не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла, т.е. своего рода партнер по общению во всех его проявлениях.
Существует целое самостоятельное направление, получившее название куклотерапия – это метод воздействия на ребенка для развития его речевого общения. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения. Кукла побуждает к активным речевым действиям застенчивых и замкнутых детей. С помощью этого метода выстраивается очень благоприятное взаимодействие с семьей ребенка. Увидев, как интересно ребенку на таких занятиях, родители рады сотрудничать, выполнять заготовки для изготовления кукол. Сколько радости и гордости у ребенка: «Это мы с мамой сделали…».
Кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (логопеда, психолога, воспитателя). При этом используются различные варианты кукол: пальчиковые куклы, теневые, веревочные, плоские, перчаточные, дидактические. Многие логопеды используют куклотерапию в коррекционной работе с нарушениями поведения, заиканием, а также для работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонкой моторики, поэтому многообразные движения пальцев руки при работе с куклой способствуют упорядочению и согласованности речи ребенка. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи, кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей. Замечание, сделанное не ребенку, а его кукле, позволяет логопеду или педагогу незаметно исправлять речевые ошибки. Например, обращение к кукле: «Лягушка - говорушка, ты очень быстро говорила, мы ничего не поняли. Петя, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп.
Таким образом, с помощью куклы педагог может варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях. В ответ на торопливую, не правильную речь ребенка, кукла может начать отрицательно покачивать головой, закрывать себе уши руками, отказываться слушать или, наоборот, на правильный ответ станет хлопать в ладоши, подпрыгивать, восторгаться и т.д.
Материал подготовила учитель-логопед Пормейстер О.В.