Использование палочек Кюизенера в работе с детьми с ОНР

21.04.2023, 180 просмотров.

Использование палочек Кюизенера в работе с детьми с ОНР

Наряду с традиционными методами логопедической работы я  предпринимаю активные шаги по внедрению новых образовательных технологий в коррекционный учебный процесс для повышения его эффективности. Использование инновационных технологий повышает интерес с занятиям и способствует лучшему усвоению материала на логопедических занятиях.

В процессе работы мною были разработаны варианты логопедических игр и заданий с применением метода наглядного моделирования. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду решать следующие задачи:

- обогащение словаря;

- закрепление навыков словоизменения;

- формирование и совершенствование умений детей использовать в речи различные конструкции предложений;

- формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов;

- проведение коррекции нарушенного звукопроизношения;

- развитие слухового восприятия и внимания;

- развитие зрительного восприятия и памяти;

- развитие чувства ритма;

- развитие мыслительных операций;

- профилактика нарушений письма и чтения.

      Для решения данных задач я использую  нетрадиционное для логопедии дидактическое средство - палочки Кюизенера, которое чаще применяется в работе дефектологами, психологами и воспитателями. Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины.   Такие свойства палочек Кюизенера, как различная длина, цвет и объёмность позволяют детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

        Палочки Кюизенера можно вариативно использовать в различных видах логокоррекционной работы, например:

  - повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед;

  - продолжение чередования палочек в ряду (белая палочка -  слог СА,                                                                             синяя – слог СЫ), аналогичные задания можно проводить на занятиях по дифференциации  звуков;                                   

   - выкладывание схем слов, предложений;

   - согласование количественных числительных и   существительных;

   - согласование прилагательных и существительных в роде,   числе, падеже;

   - отстукивание и выкладывание различных ритмов;

   - конструирование букв по образцу.

       Сопутствующей задачей является развитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и мыслительных операций).

        Таким образом,  внедрение  в логопедическую работу игр с палочками Кюизенера способствует: развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи; формированию некоторых умений и навыков из раздела «Обучение грамоте»; развитию свойств внимания и мыслительных операций.

Материал подготовила учитель - логопед Пормейстер О.В.