«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

21.09.2017, 510 просмотров.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С каждым годом возрастает число практически не говорящих детей, одной из причин неправильной речи детей - недостаточный учет взрослыми потребностей ребенка к усвоению речи окружающих
(не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению).
Культура речи — это умение правильно, в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).
Воспитание звуковой культуры речи, одна из важных задач нашего дошкольного учреждения.
Звуковая культура речи сочетает в себе:
• развитие речевого дыхания,
• голоса,
• подвижности органов артикуляционного аппарата,
• постановку и уточнение произношения звуков,
• выработку нормального темпа, ритма речи,
• развитие выразительности речи,
• развитие фонематического слуха,
• воспитание навыков звукового анализа и синтеза.
Звуковая культура речи является частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими. Частью работы по звуковой культуре речи является формирование правильного произношения. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Предпосылкой к правильному произношению является тренировка артикуляционного аппарата с целью выработки чёткости, точности, правильности движений всех его частей. Система повторяющихся упражнений называется артикуляционной гимнастикой. Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.
По данной теме мною была представлена презентация и дан мастер – класс для воспитателей по проведению артикуляционной гимнастики с детьми в группах. Существует два вида общеразвивающих артикуляционных упражнений для языка и губ: статические и динамические. Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6 – 10 секунд. Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6 – 8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость.
Проводить гимнастику нужно ежедневно, не менее двух раз в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

Материал подготовила учитель-логопед Цирятьева В. М.