Цветотерапия в коррекционной работе с детьми
В последние годы возросло количество детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Эти дети имеют свою специфику развития. У многих из них встречаются трудности всех видов восприятия и внимания, повышенная эмоциональная истощаемость, проблемы с речью.
Данные нарушение требуют особого внимания и использования не только классических, но и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми.
Одним из эффективных методов является цветотерапия. Цветовые тесты позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состояний в той или другой экстремальной ситуации.
Известно, что цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.
Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.
Учитывая эту особенность, в группах детского сада создаются уголки уединения. Уголок представлен в виде шатра из разноцветных атласных лент. Ленты подбирались по оттенкам – от теплых к холодным. Дети могут прятаться в уголке, могут выбирать понравившийся цвет, гладить ленты руками. Также в течение дня детям предлагается несколько раз проходить через шатер в соответствующем направлении: гиперактивным детям – от теплых оттенков к холодным, а вялым, инертным – в обратном направлении.
При организации и проведении повседневной образовательной деятельности предпочтение отдаем теплым и спокойным цветам в одежде специалистов. Светлые, теплые цвета дают ощущение легкости и кажутся глазу особенно близкими.
При организации и проведении коррекционной работы с детьми с ОНР используются специальные игры и пособия, которые соответствуют решению задач цветотерапии.
Упражнения, как правило, вызывают у детей глубокий интерес и эмоциональный отклик, представляясь в виде увлекательной игры.
Таким образом, системное использование цветотерапии в коррекционно-логопедической и воспитательно-образовательной деятельности позволяет не только оказывать положительное влияние на настроение и психоэмоциональное состояние ребенка, но и повышает эффективность исправления речевых нарушений, усвоения речевого материала и оказывает неоценимое воздействие на формирование личности ребенка в целом.
Материал подготовила учитель-логопед Тюменцева И.М.