Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

20.09.2023, 92 просмотра.

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

Формирование правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной речью.

Сегодня я хотела остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников.

Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действует язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже, если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так.

Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

• Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).

• Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

• Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Сказка о пчеле и осе

Когда-то пчела и оса жили вместе в лесу, а домик у них был в дупле д-д-д. Пчела целыми днями летала в поле и мед собирала. Просыпалась она рано утром, улыбалась новому дню, а потом умоется, сделает зарядку и почистит зубы. Посмотрит на часы и полетит в поле. С помощью своего хоботка она собирала мед, а оса вставала утром и пила чай из чашки с конфетами, ела блины с вкусным ароматным медом. Оса целыми днями качалась на качели и болтала со своими осами.

Вечером, когда уставшая пчела прилетала домой, она снова трудилась- шила одежду иголочкой, красила стены и потолок. А утром она снова улетала в поле.

И вот однажды пришла пчела домой, а оса ей говорит: «Мало меда принесла, улетай обратно» и улетела пчела, ушла из дома. Летит и плачет, а навстречу ей человек и спрашивает ее: «Пчела, ты почему плачешь?». Пчела ему в ответ: «Ушла я из дома, мне теперь жить негде».

- «Не плачь, пчела, я тебе новый дом построю!» - сказал человек.

И построил ей человек новый деревянный дом и живет теперь она в удобном улье.

И добром за добро человеку – медом платит.